Глава 1. Основные понятия, или зачем это все нужно


Что такое «счастье»?

С уверенностью можно сказать лишь то, что счастье – это эмоция, а значит, необходимо поставить вопрос о происхождении эмоций.

В первую очередь, эмоция – это физиологическая реакция, возникшая как развитие инстинктов: голода, потребностей в социуме, безопасности. Но несомненно и то, что эмоции инстинктами не исчерпываются – иначе бы нам, как и первобытному человеку для счастья было бы вполне достаточно большого куска прожаренного мяса.

Наши эмоции зависят и от того, как человек воспринимает этот мир: например, является ли он оптимистом или пессимистом, считает ли он справедливыми высокие налоги, считает ли необходимым помогать нищим и т.д. Его представления влияют на то, как он будет реагировать на события, происходящие с ним – а значит, и какие эмоции будет при этом испытывать.

Откуда же мы усваиваем представления о мире?

От наших родителей, друзей. В школе, институте, на работе.

А откуда они взялись у них?

Во многом – из культуры. «Культура» означает, что мы передаем наши представления друг другу, от родителей к детям, от друзей к друзьям, в устной и письменной форме1. Об этом очень точно написал Ортега-и-Гассет: «Современный тигр таков же, как и шесть тысяч лет назад, потому что каждый тигр должен заново становиться тигром, словно у него нет и не было предшественников. …. Человек же никогда не окажется первым на земле человеком — его существование начинается на определенной высоте, на вершине накопленного. Это единственное богатство человека, его привилегия и его родовой признак»2.

1 До изобретения письменности – очевидно, что только в устной форме, в виде сказок и легенд.
2 Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс»


Культура позволяет нам не начинать исследования мира с нуля, а пользоваться уже готовыми моделями.

С какой целью?

С целью предсказания будущего – поведения природных объектов, людей. Предсказание будущего всегда было жизненно важно для человека, поскольку он отличается от других зверей лишь более развитым мозгом, и лишь более точные и корректные предсказания будущего – того, где найти еду, разразится ли гроза, нападет ли зверь – помогали бы ему выжить в конкуренции с другими видами.

Забегая немного вперед, отметим, что представления о мире в культуре можно разделить на две большие части – мифологические, сложившиеся стихийно, под влиянием перипетий истории и рациональные, сложившиеся как результат научных исследований.

Рациональные (научные) представления позволяют нам эффективно предсказывать поведение природных объектов, однако в области человеческих отношений они часто дают сбои – наверное, именно поэтому мы часто используем в жизни какие-то пословицы и сказки – за неимением лучшего.

Поэтому давайте на время забудем про рациональную (научную) часть культуры и попробуем описать, как изменяются наивные представления о мире по мере взросления человека:

  1. Младенчество. Вокруг ходят непонятные большие существа. Они могут покормить, а могут не покормить. Могут вынести на холодную улицу, и иногда купают – это неприятно.
  2. Раннее детство. Бывают папа, мама и другие люди. Бывают лисицы, волки и Колобки. Колобок хороший, он улыбается. Волк плохой, он обижает зверушек. Я тоже не люблю, когда меня обижают.
  3. Детство + юность (до 15–18 лет). Бывают люди очень разных профессий – инженеры, космонавты, врачи. Все они стараются сделать этот мир лучше. Бывают разные негодяи. А еще бывают рыцари и прекрасные принцессы, и я правда ощущаю, что буду рыцарем (принцессой) и буду спасать мир.
  4. Молодость (18–25 лет). Вокруг много интересных людей, и у каждого из них свое мнение. (В этот момент человек начинает читать современных писателей, которые пишут о современном мире в жанре эссе). Мне бы хотелось с ними общаться, быть среди них «своим», развивать культуру этого мира.
  5. Взрослый. Вокруг много интересных людей, но у каждого свое мнение, и довольно сложно придти к общему мнению. Надо качественно выполнять свою работу и обеспечивать семью.

Если внимательно посмотреть, то напрашивается вывод, то эволюция сознания человека вплоть до состояния молодости формируется в основном под влиянием того, что можно условно назвать «сказками» – или литературными произведениями разных исторических эпох. Например, ощущения мира в младенчестве можно неплохо описать как существование в каком-нибудь эпосе, связанном с «играми богов». Эти «игры» создают и разрушают миры, делают их полностью неподконтрольными, что полностью отвечает состоянию беспомощности младенца. В раннем детстве, возникают первые представления о том, что с богами можно договориться, как это делали герои сказок. В юности же возникает представление о мире как о борьбе человеческих социумов, которое соответствует романическим художественным произведениям.

Все вместе это подводит нас к важному выводу – даже наивные человеческие представления о мире формируются не случайно, а под влиянием культуры. Этот вывод позволяет объяснить, почему художественные вкусы людей так сильно совпадают. Более того, априори можно предположить, что человек проходит все стадии культурных представлений о мире – от наиболее древних до современных3.

Кроме того, данный вывод позволяет нам сделать еще одно важное предположение – что, хотя человеческие представления о мире и формируются под влиянием культуры, они не являются постоянными на больших исторических промежутках – а значит, и наши представления об эмоциях и счастье постоянно меняются, эволюционируют.

3 Можно сказать, что личный культурный путь каждого отдельного человека в общем и целом повторяет мировой путь развития культуры. Это соответствует известной научной концепции «онтогенез повторяет филогенез», или – «развитие индивида повторяет развитие рода в целом». В этом смысле также разумно то замечание, что список приведенных этапов верен для нашего времени, но может значительно отличаться в будущем или прошлом. Например, в момент условного средневековья развитие бы шло только до этапа «юности», и большинство людей в первую очередь отождествляло бы себя со своим сословием/профессией.


Куда же направлена эта эволюция? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте на время вернемся к нашему описанию моделей, к моменту «слома» на границе между молодостью и взрослой жизнью, момента, где человек перестает доверять литературе. Откуда он берется?

Интуитивно ответ на этот вопрос понятен каждому взрослому: в «жизни» все не так, как в «мечтах». Осталось понять, что же такое «жизнь» и что же такое «мечты» и почему они так не совпадают.

«Мечты» – это та модель мира, которая дается нам в культуре – в частности, в литературе. Исторически сложилось, что любая «мечта» строится на противостоянии «хорошего» героя (с которым мы отождествляем себя) и «плохого» зла (неприятеля). Несомненно, это соответствует внутренним инстинктам человека – под «плохим» мы понимаем непонятное, то, что не поддается предсказаниям, то, что может нам навредить – и культура исторически сложилась так, что мы стараемся максимально расширить «свой», понятный мир, и свести к минимуму влияние «чужого», непонятного мира. Это – необходимая часть культурных представлений; без понятий «хорошего» и «плохого» мы, как правило, вообще не можем испытывать эмоций или испытываем их крайне приглушенно4.

«Жизнь» – это природная реальность, сложившаяся в результате миллионов лет эволюции живых существ. Нет абсолютно никаких причин, по которым природа в чем-то противостоит нам; тем не менее, ее условия никогда не были приспособлены для существования исключительно человека.

4 Что, кстати, является одной из проблем современного мира, о которой будет сказано чуть позднее – толерантности. Толерантность не позволяет явным образом бороться с непонятным, «чужим» миром, требует принимать чужие мнения – что разрушает наши естественные, культурно обусловленные представления о мире, но необходимо с точки зрения рационального производства. Подробнее об этой проблеме можно почитать в книге Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек»


«Жизнь» действительно не предназначена для того, чтобы каждый человек реализовывал свои «мечты», и, увы, в этом смысле «взрослый» действительно прав. Однако мы вправе поставить вопрос – а можно ли с этим что-то сделать?

Основная проблема «жизни» заключается в том, что она не предназначена для того, чтобы создавать условия для реализации нашей личной мечты – однако, в конце концов, человек сам может создать себе эти условия, так же, как он научился выращивать пшеницу, строить дома и ковать оружие. Так что можно переформулировать этот вопрос можно следующим образом: как следует изменить жизнь, чтобы «мечты» можно было реализовать? Или выражаясь по-другому – можно ли направить эволюцию культуры так, чтобы наши общие «мечты» поддавались реализации? Для решения этих вопросов нам необходимо более подробно разобраться в том, что такое – «жизнь», и что в ней является важным.

«Жизнь» должна быть устроена так, чтобы способствовать удовлетворению двух основных классов потребностей: материальных и нематериальных. К материальным потребностям можно отнести потребности в еде, одежде, жилье. К нематериальным – потребности в любви и признании, безопасности в обществе, самореализации5. Можно ли создать культуру, удовлетворяющие эти потребности?

5 Здесь мы опираемся на пирамиду Маслоу, которую автор поделил на две части – материальных и нематериальных потребностей. Подробнее об иерархии потребностей человека можно узнать в книге А.Маслоу «Самоактуализация и личность».

На Земле существует два класса культур, каждый из которых эффективен в удовлетворении одного из вышеупомянутых классов потребностей. Мы назвали их восточными (традиционными) культурами и западными (технологическими) культурами. При этом нужно заметить, что «восток» и «запад» здесь и далее не являются географическими обозначениями, а скорее идейными маркерами, сопоставленными с «традиционными» и «технологическими» обществами, также как и упоминаемый «западный» человек не связан с Западом, а связан с экономически-социально-техническим укладом, сложившимся в США и западной Европы.

Традиционные (восточные) общества исторически появились на Земле первыми – это общества, жизнь которых подчинена культуре: мифам, преданиям, социальных правилам, доставшихся от предков. В таких обществах существует повышенное понимание людьми друг друга, основанное на одинаковой культуре и одинаковом понимании добра и зла, более глубокие эмоциональные связи внутри семьи и между членами общества в целом.

Примерами таких культур в современном мире могут считаться общества, существующие на Бали, Кубе, Индии и пр. Типичный западный человек отмечает, что в этих странах люди значительно дружелюбнее и спокойнее, чем на Западе – что не может не вызвать легкой зависти и попыток раскрыть секреты восточной мудрости.

Однако ничто не дается просто так – ценой подобного понимания является значительно более низкая гибкость и толерантность – и, как следствие, практическая невозможность внедрить рациональные, не подчиненные традиции, схемы производства. Материальные блага производятся в рамках совершенно других, технологических отношений людей к природе и друг другу. Мало кто понимает, что при отсутствии материальной помощи и исследований Запада уровень жизни в типичном обществе Востока быстро пойдет на спад – возможен голод из-за отсутствия еды, эпидемии из-за отсутствия лекарств и многие другие проблемы. Если мы хотим представить себе, как бы выглядела Земля при полном доминировании восточного типа культур, то мы можем представить себе эпохи Средневековья и более ранние. Не думаю, что кто-то из нас хотел бы быть средневековым крестьянином.

Западные (технологические) культуры в основе своей сфокусированы на использовании технологий и научных знаний, которые также являются моделью реальности, с материальной точки зрения гораздо более точной, чем культура. В конце концов, что может рассказать сказка о свойствах алюминия или бетона?

Использование технологий и результатов научного познания позволяет западным странам крайне эффективно удовлетворять все виды материальных потребностей и конца развитию в этом направлении не предвидится. Мы должны поблагодарить западные культуры уже за одно отсутствие голода и общедоступность лекарств в развитых странах. Однако, высокая технологичность производства идет вразрез с некоторыми важными нематериальными потребностями. Например, в западном обществе:
  • слаба эмоциональная поддержка со стороны окружающих, и иногда становится страшно от того, что ты не знаешь, нужен ли ты кому-то на самом деле.
  • ты ощущаешь себя «винтиком», а не «героем» – есть ощущение, что есть множество людей, которые в любой момент могут тебя заменить.
  • непонятно, кто «враг» и с кем бороться – все общество построено на общем сотрудничестве. Возможно, человеку не очень нравятся его соседи и знакомые, ему кажется, что с миром что-то не то – но у него нет возможности что-то поменять. И, следовательно, внутреннее ощущение «победы» невозможно.

Если суммировать вышесказанное, можно придти к следующей формулировке: после периода детства, где сказки формируют представление о прекрасном и гармоничном мире, человек попадает в реальный мир, в котором он обычно выбирает одну из двух классов культур: западную или восточную. В рамках выбранной культуры он страдает от неудовлетворенности либо духовных, либо материальных потребностей.

А можно ли совместить эти культуры и разрешить, таким образом, озвученное нами противоречие?