Глава 3. Вторичная мифологизация и модель пяти сценариев



Наиболее просто будет рассмотреть переход к вторичной мифологизации в работе (профессиональной деятельности). Связано это с тем, что в современном мире большинство людей наиболее близко к типажу «узкого специалиста» – а именно, уже достигли рационализации в работе, но в остальных областях все еще первично мифологизированы. В части 2 мы попробуем рассмотреть возможности вторичной мифологизации в других областях, в частности, в отношениях в паре, отношении к деньгам, здоровью и пр.

Возьмем как пример нашего гипотетического врача, но теперь уже в сфере его профессиональной деятельности, где он является «Профессионалом», например, хирургом. Как и у всякого профессионала, большая часть его деятельности – это рутинные операции. Постепенно у него пропадает ощущение того, что он хоть как-то ощутимо помогает миру. После успешного освоения типичных решений проблем у него пропадает ощущение движения вперед. При общении с коллегами также все меньше поднимается каких-то тем, связанных с ростом, и все больше становится тем сугубо профессиональных. У профессионала часто складывается ощущение легкой отчужденности и непонимания; несмотря на то, что все делают общее дело – каждый видит дело со своей стороны и часто ищет в нем свою личную выгоду.

Условно это состояние можно назвать кризисом рационализации16, и оно типично для данной когнитивной модели. Разрешение данного кризиса может протекать по одному из трех основных сценариев.

16 В психологии ему во многом соответствует такое понятие, как «кризис среднего возраста» – состояние, когда человек понимает, что он потерял свои мечты и эмоциональные стремления, и не может их достичь.



Во-первых, человек может «замкнуться». Например, наш врач несколько раз пытается пообщаться с коллегами на тему возможностей медицины и ее дальнейшего развития; в ответ получает непонимание и нежелание заниматься столь «абстрактными вопросами». Тогда он разуверяется в возможности понимания с коллегами на профессиональном уровне и единственной возможной помощью миру он видит дальнейшее развитие своих навыков и начинает углубленно изучать хирургию и браться за все более сложные операции. Он достигает в этом больших успехов и становится еще большим профессионалом. Однако при этом, он не видит или не может оценить похожее стремление к знаниям в других, смежных областях (или другие способы преодоления кризиса рационализма).

Несмотря на свой колоссальный опыт и умения, наш врач начинает относиться к жизни скептически, ощущая себя единственным бойцом за качество и видя лишь нежелание остальных развивать в себе профессиональные навыки. Такой человек начинает обладать большим авторитетом и знаниями, но, несмотря на это, молодежь не очень жаждет с ним общаться, поскольку он постоянно говорит о том, что «мечты – это удел молодых, а мы уже знаем, что они не реализуются». Наш врач превратился в довольно замкнутого «Скептика» – это пример сценария неудачной вторичной мифологизации.


Второй сценарий преодоления кризиса можно условно назвать сценарием «смещения». Предположим, наш врач ввиду каких-то причин начал ходить после работы на занятия по йоге (танцы, спортивное фехтование, фитнесс, клуб ролевых игр и пр.). На занятиях по йоге он начинает по-новому смотреть на собственное тело, использовать новые слова и испытывать новые эмоциональные состояния. Более того, люди рядом с ним также начинают испытывать то же самое, что легко становится общей темой для разговора. У нашего врача складывается ощущение, что он просто «забыл», как испытывать настоящие эмоции – в частности, можно просто обращаться к искусству или духовным практикам (которые в этот момент ассоциируются у него с занятиями йогой). Таким образом, подобное увлечение становится важной, эмоциональной частью его жизни. Врач приходит к мысли, что, к сожалению, жизнь необходимо разделить на две части – одну, профессиональную, которая дает средства к существованию, другую – настоящую, эмоциональную.

Поясним, почему второй сценарий, сценарий «смещения» нельзя назвать полностью удачным. Дело в том, что, по сути, наш врач не преодолевает кризис рациональности в работе, а смещает (отсюда и название) фокус своего внимания и деятельности в другую область, область, в которой он не является профессионалом. Естественно, в этой области он начинает с позиции «Наивного оптимиста» и испытывает массу позитивных ощущений от узнавания чего-то нового и общности своих интересов с другими людьми – общности, естественной на мифологическом этапе мышления. Если он пройдет до этапа рационализации в этой новой области и станет в ней профессионалом, то с удивлением обнаружит, что вернулся к тем же самым проблемам не самого лучшего взаимопонимания и рутины, хотя и в духовной области.

В любом случае сценарий смещения нельзя назвать полноценным решением хотя бы потому, что человек разрывается между двумя мирами – рациональным и эмоциональным, и не может выстроить у себя в сознании целостную картину мира. Наиболее яркой иллюстрацией недостатков этого сценария является случай полного смещения, когда врач бросает свою основную работу и начинает заниматься исключительно йогой. Несмотря на высокий душевный подъем и эмоциональную поддержку соответствующих знакомых, падает уровень материальной жизни, что полностью соответствует эмоциональному ощущению восточной жизни, жизни в рамках первичной мифологизации.

В целом, из положительных аспектов сценария смещения можно отметить привлечение внимания человека к вопросам преодоления рационализации, возвращение его в область «неустойчивости», к стремлению разрешить проблемы, а не признать их неразрешимыми, как бывает в случае скептицизма. Из отрицательных – иллюзию успешного разрешения проблемы путем банального перехода в другую область деятельности.


Третий, успешный сценарий решения кризиса рационализации, связан с переходом к вторичной мифологизации. В этом сценарии, столкнувшись с проблемой непонимания, наш врач начинает изучать смежные области знаний (что на самом деле не так сложно) и постепенно осознает, какое место профессия хирурга занимает в общей системе лечения и здравоохранения. Поскольку основной его детской мечтой было спасать людей, он переходит от более глубокого оперирования к исследованию промежуточных моментов, причин, по которым пациенты попадают к хирургу и почему они так медленно поправляются после операции. Согласно результатам исследований он пытается оптимизировать общую систему лечения, особое внимание уделяя тем местам, где незначительные усилия могут принести большой эффект в выздоровлении или профилактике болезней или травм. Наш врач может продвинуться по административной лестнице или наоборот, углубить и расширить область хирургии. Возможно, наш врач пишет книгу, в которой пытается донести свои идеи по увеличению эффективности лечения до других врачей или администраторов. Пытаясь донести свои самые сокровенные мысли, он с удивлением обнаруживает, как много людей на самом деле мечтают и думают о том же, о чем и он. К нашему врачу возвращается ощущение того, что он делает важное дело на этой планете, которое двигает ее вперед. Он постепенно понимает, что это ощущение и дело зависит исключительно от него. Наш врач успешно стал «Мудрым оптимистом».

Для наглядности, покажем все основные сценарии на картинке нашей основной модели:

 (84 Кб)

Собственно, мы решили нашу основную задачу, поставленную в предыдущей главе – поняли, каким путем можно достичь вторичной мифологизации, и поняли, какие бывают сценарии-ловушки, которые сбивают нас с пути. Модель, показанную на картинке, мы будем в дальнейшем называть моделью пяти сценариев – по числу сценариев перехода между состояниями. Также, как несложно заметить, в этой модели есть пять основных типов когнитивных моделей человека.

Далее, на протяжении всех оставшихся частей книги мы будем использовать эту модель как основную, анализируя её и показывая примеры ее применения:
  • В части 2 будет показаны примеры применения этой модели для различных областей деятельности: касательно любви и отношений в паре, бизнеса, науки и творчества.
  • В части 3 мы рассмотрим ряд примеров социальных явлений, которые хорошо укладываются в данную модель: например, проблемы современного формального образования (школы и института), типовые проблемы «великих людей».
  • В части 4 мы рассмотрим «изнутри» типовые проблемы, возникающие при основных эволюционных переходах: при рационализации (переход к «Профессионалу»), и при вторичной мифологизации (переход к «Мудрому оптимисту») и постараемся рассмотреть основные способы, как эти проблемы можно преодолеть.
  • В Приложении рассматривается, как данная модель соотносится с другими общеизвестными психологическими теориями: моделями Фрейда, Юнга, Берна, Маслоу и пр. Приложение будет интересно в первую очередь людям, уже знакомым с разными психологическими подходами.