Глава 6. Дружба и общение


Обратимся к другой важной сфере деятельности, приносящей нам настоящие эмоции – к общению и дружбе.

Можно выделить две основные устойчивые формы общения: между равными людьми (дружеское общение) и между людьми, уровни мышления или знаний которых значительно отличаются (общение между учителем и учеником). Хотя эти отношения могут переплетаться – например, вы можете опекать и учить вашего друга в какой-то определенной области – для ясности и простоты модели мы их разделим. Вопросы неравного общения мы рассмотрим в другой главе («Родители и дети; учителя и ученики»), а в этой сфокусируемся на равном.

Как мы уже говорили, при первичной мифологизации области человек в первую очередь фокусируется на собственных эмоциях. Ключевые позитивные эмоции в общении – эмоции взаимопонимания и следующие из них ощущения безопасности и расслабленности. Возникновение последних более чем естественно по следующей причине – в целом, люди уже давно не боятся природных явлений или диких зверей. Ощущение опасности исходит в основном от людей, от их недоброжелательности и возможной агрессии. Только оказываясь среди «своих», мы позволяем себе эмоционально и психологически расслабиться.

Перейдем к сценариям. Как всегда, мы начинаем с позиции «Наивного оптимиста», и совершенно случайно находим себе родственную душу, с которой начинаем делиться откровениями. В этот момент мы полностью захвачены собственными эмоциями, и то, что они поняты и разделены, доставляет нам очень большую радость. Лишь позднее мы замечаем, что наш друг имеет и другие собственные интересы, часто, совершенно с нами не совпадающими. Если мы остаемся на стадии первичной мифологизации, то попадаем в один из двух вариантов мифологических качелей, совпадающими с тем, что мы видели в любовной истории39 – либо мы бросаем этого друга и находим другого, либо периодически радуемся и огорчаемся при встрече с ним в зависимости от того, обрели мы взаимопонимание или нет.

39 В общем и целом, хорошее общение и дружба всегда похожа на любовь в ее наиболее возвышенном смысле. Разница заключается в том, что у мужа и жены обычно общее хозяйство, и материальные факторы играют в их общении значительную роль, поэтому постоянная смена партнеров в любви невозможна, в то время, как в дружбе это более социально приемлемо. Но, несмотря на социальную приемлемость, многие авторы говорят о том, что с друзьями необходимо выстраивать отношения надолго и постоянно идти вместе – тогда значительно увеличиться глубина взаимопонимания.


Источником отношений могут быть связи в школе (одноклассники), институте (однокурсники), на работе (сослуживцы), по месту жительства (соседи) и так далее. Можно отметить, что все эти связи «по умолчанию» являются связями на уровне первичной мифологизации – объединенными небольшим взаимопониманием в рамках основной деятельности40: например, в школе – отношение к учителям, урокам, на работе – по отношению к работе и т.д. Очевидно, что при смене школы или работы и это небольшое взаимопонимание теряется, и люди перестают быть интересны друг другу, а повышенная занятость в других областях не дает им возможности постоянно встречаться и поддерживать общие интересы.

40 Еще один довольно не веселый пример такого общения – общение «за бутылкой», которое порождает мнимую общность восприятия, в то время как реально восприятие реальности при наличие алкоголя в крови у каждого свое, хотя и объединенное общими мифологическими представлениями.


Успешная рационализация общения заключается в понимании того факта, что все люди обладают своими собственными интересами, и взаимопонимание с ними возможно в крайне небольшой, ограниченной области – там, где эти интересы совпадают. В этом случае человек как бы принимает решение о том, что с каждым человеком интересно общаться в каких-то небольших рамках. Это могут быть рассуждения о жизни или путешествиях, или какое-то специализированное общение по общему профессиональному увлечению.

На уровень рационализации люди часто выходят во взрослом возрасте. Некоторыми признаками того, что вы уже достигли этого уровня, являются следующие:
  • Вы уже не обижаетесь, как в школе, что друг не может провести с вами время.
  • При встрече вы не вываливаете другу все, что с вами произошло
  • Вы не делитесь своими мечтами, потому что понимаете, что, скорее всего, они будут неточно поняты, и друг с вами согласится чисто формально, чтобы вас не огорчать.

Поскольку течение времени неумолимо, после этапа рационализации человек начинает использовать один из трех оставшихся сценариев.

В случае, если человек не придерживается сценария успешной вторичной мифологизации, разница между «смещением» и «скептицизмом» определяется в основном его верой в возможность возродить истинные эмоции, пусть и с другими людьми. Если такой веры нет, и круг друзей у человека устоялся – он становится скептиком. Скептик продолжает обсуждать старые темы с одними и теми же друзьями из года в год, и у него ничего в целом не меняется.

Если же человек продолжает верить в возможность эмоциональной близости, то он ищет других друзей, с которыми можно пообщаться эмоционально (реализуют сценарий смещения). Такие люди могут искать друзей среди более молодых коллег или знакомых; их можно охарактеризовать как «молодых душой», но, к сожалению, обычно их не характеризуют, как «мудрых».


Вторичная мифологизация в общении заключается в том, что кроме понимания разницы между людьми, человек также осознает наличие у всех людей объективного стремления к взаимопониманию в самом общем смысле этого слова. Он понимает, что каждый человек стремится к тому, чтобы его путь и стиль жизни был признан, чтобы ему помогли (хотя бы советом) в реализации его мечты, что каждый человек хочет быть любим и чувствовать безопасность и спокойствие в кругу друзей.


Наш обзор применимости модели пяти сценариев к дружескому общению получился довольно коротким; однако, это произошло не потому, что в этой сфере нет никаких сложных и интересных проблем. Напротив, подобное общение в разных вариациях является чуть ли не основной сутью социальных отношений – из него вырастают политические, общественные движения, компании, основанные на взимопонимании и дружбе. Глубокое изучение этого явления выходит за рамки нашей книги; однако сейчас мы постараемся хотя бы приблизительно дать те вопросы, которые могут служить завязкой дальнейших исследований:
  1. Как общаются друзья или... как общаются в социуме люди знакомые? Как данное общение зависит от их уровня развития их когнитивных моделей? Некоторые рассуждения на эту тему вы сможете найти в Приложении 1, разделе «Вторичная мифологизация и теория трансакционного анализа Эрика Берна», где мы пытаемся сопоставить его идеи социальной деятельности (игр и времяпрепровождения) с моделью пяти сценариев.
  2. Когда и как дружеское общение выходит на уровень общественных организаций? Очевидно, что по модели пяти сценариев можно проанализировать и политическую деятельность; заранее можно предположить, что политик на нижнем уровне (первичной мифологизации) только воодушевляет и не может содержательно проводить свои идеи в жизнь, с другой стороны духовный лидер (на уровне вторичной мифологизации) не только придумывает идеи, но и поддерживает других людей, своих друзей-товарищей, в их реализации.
  3. Почему люди (даже друзья) друг друга не понимают – и как сделать так, чтобы понимание находилось быстрее? Здесь потребуется анализ когнитивной сочетаемости различных областей деятельности – например, бизнеса и науки – с целью понять, как люди мыслят не в одной, а в разных областях деятельности.

Так или иначе, мы надеемся, что эти вопросы будут затронуты в других исследованиях. Мы же последовательно продолжим применять модель пяти сценариев, и в следующей главе рассмотрим, как можно её применять в научной деятельности.