Глава 7. Наука


Разберем вышеупомянутые сценарии применительно к эволюции мышления ученого.

Начинается все, как всегда, с позиции «Наивного оптимиста». Применительно к ученому это означает, что человек испытывает желание узнать глубже мир, понять законы его функционирования. Естественным препятствием на этом пути является неумение отделить субъективное от объективного. Это приводит к тому, что большинство выводов начинающего ученого на этой стадии страдают большей степенью субъективности, и ввиду этого часто подвергаются критике авторитетного большинства.

В сценарии неуспешной рационализации эта критика приводит к тому, что ученый принимает позицию в духе «каждый человек обладает уникальной позицией», и, по сути, прекращает попытки рационализации и создания научной картины мира, ограничиваясь общеизвестными представлениями. Тогда он завершает свою эволюцию на этапе «Неудачника».

Иногда встречается и сценарий мифологических качелей – такого человека часто можно охарактеризовать как изобретателя, который, к сожалению, постоянно изобретает что-то уже давно известное41.

41 В студенческом возрасте это можно (и нужно) списывать на естественный процесс взросления, но иногда человек не выходит из этого состояния всю жизнь – и мы видим взрослых людей, придумывающих изобретения у себя на даче или дома. И все бы неплохо, но почти всегда у их изобретений существуют промышленные аналоги.



Перейдем к сценарию рационализации. Его особенность в научном мире заключается в том, что он может протекать на двух разных уровнях: освоения формальных и рациональных методов исследования (эти термины будут раскрыты чуть позже).

Следует отметить, что классическая наука прекрасно осведомлена о проблеме субъективного (мифологического) мышления: система высшего образования в целом и защиты кандидатской диссертации в частности направлена именно на привитие рационального подхода к анализу реальности42. Весь процесс, ведущий к защите кандидатской диссертации нацелен именно на то, чтобы соискатель овладел навыками ведения дискуссий с применением рациональных доводов – для этого служат выступления на конференциях и перед Ученым Советом. Анализ работ (обзор) в изучаемой области позволяет ученому научиться использовать научные термины, которые в идеале уже придуманы с учетом рационального подхода.

42 Можно даже сказать, что основное назначение научных званий – обозначать уровень мышления говорящего.


В целом, подготовку к диссертации действительно можно рассматривать как освоение ученым профессионального инструментария. Тем не менее, если такая подготовка происходит достаточно формально и без учета последующего движения к вторичной мифологизации, то часто возникают следующие проблемы:
  • Необоснованные требования повышенного формализма в работе. К сожалению, в настоящее время существует единственный общеупотребительный способ проверки работы на рациональность – а именно, проверки на наличие и адекватность формальных моделей, которые часто необходимо записывать в математической форме. Такой подход более чем оправдан в чисто математической области, более-менее приемлем в естественных науках, но, к сожалению, он часто дает искаженную модель реальности в технических и гуманитарных науках. В последних случаях это происходит оттого, что общеупотребительные математические модели, применяемые в этих науках, применимы в крайне небольшом числе случаев, а содержательные результаты в них можно получить, только создав оригинальную модель, которой часто совершенно не обязательно быть сильно формальной. Это приводит к нескольким основным перекосам, например:
    • Повышенной математизации простых абстракций, в результате чего работа становится менее когнитивно прозрачной, хуже читается, при том, что содержательно из повышения уровня математизации не возникает никаких содержательных следствий.

    • Доказательства довольно простых вещей в гуманитарной сфере требуют применения опросов и статистических методов, что колоссально увеличивает время исследования и затраты автора на его проведения – опять же, не увеличивая научной ценности работы с содержательной точки зрения. Конечно, ученому необходимо умение подтверждать свою точку зрения фактами, но грустно становится именно от того, что статистический метод является единственным официально признанным доказательством в гуманитарной сфере43.

43 Например, в классической работе Маслоу «Мотивация и личность» – он сам упоминает о статистической несостоятельности своего исследования. То же самое можно сказать о работе Берна «Люди, которые играют в игры».


  • Другой часто возникающей проблемой при подготовке диссертации является попытка усвоения общепринятой терминологии в сфере исследования. Можно сказать, что с терминологией в науке вообще большая проблема, которая может быть выражена следующим образом: термины должны строится на рациональной основе, но сама терминология не является научной дисциплиной, не имеет научной базы и, как следствие, в основном пребывает на мифологическом уровне развития. Как результат – разные группы ученых могут предпочитать использовать разные формулировки (и научные модели), описывающие одни и те же явления реальности. Как правило, это не является проблемой при устном, неформальном общении, но становится большой головной болью при попытке фиксировании мыслей на бумаге – как правило, при абсолютно любых формулировках найдется более мастистый ученый, который не преминет заметить, что «это называется совершенно по-другому». Безусловно, эта проблема легко преодолевается в случае, если большинство более взрослых коллег знают о неразрешимости подобных терминологических споров; но может возникнуть и ситуация, где большая часть сил соискателя вместо научной работы становится направлена на то, чтобы максимально избежать возможных проблем из-за отсутствия общности в терминологии. Результатом является «разбухание» основного текста, попытка максимальной математизации (поскольку математические символы, как правило, понимаются всеми одинаково). Конечный результат – работа безусловно не вызывает нареканий в виде формулировок, но, как правило, добиваются этого используя крайне редкие и сложные термины, что, в конечном счете, затрудняет понимание работы в общечеловеческом смысле.

Несмотря на вышеупомянутые проблемы, отметим, что наука, пожалуй, сейчас обладает наиболее эффективными методами, позволяющими доводить мышления человека до уровня рационального; и, в частности, человек, защитивший кандидатскую диссертацию, как правило, может быть охарактеризован, как «Профессионал».

Дальнейшая эволюция мышления «профессионала» имеет собой, как и в других случаях, ровно один источник – ощущение того, что получаемые им научные результаты далеки от того, чтобы как-то существенно повлиять на окружающий мир. Соответственно, согласно нашей модели, возможно движение по одному из трех сценариев.

Тут выявляется неприятный побочный результат применения формализации как критерия рационального мышления и подхода к науке: дело в том, что строгие формальные модели, в категориях которых привыкает мыслить ученый в процессе своего обучения, в своей основе исключают этический и моральный компонент. Ученый привыкает к тому, что ему необходимо открывать то, как устроено мироздание (подход, ставящий во главу угла объект исследования), забывая про самый главный вопрос – зачем это делать? Для успешной вторичной мифологизации крайне необходимо понимание, что ученый исследует законы в первую очередь не для абстрактного познания мира, а для конкретного улучшения жизни людей.

Препятствует такому пониманию излишняя формализация и излишняя специализация, которое есть следствие отсутствия понимания места терминологии в развитии науки. Фокусирование на идеальной рационализации научных работ, к сожалению, приводит к тому, что результаты становятся применимы в слишком узкой области, и бывают неприменимы уже в соседних областях. Как следствие, чтение большинства подобных научных работ не приносит реальной отдачи и пользы, и возникает эффект, блестяще описанный Куном в «Структуре научных революций» – положение может спасти только принципиально новая научная модель, с трудом принимаемая большинством, из-за несовместимой с прошлой моделью формализацией и терминологией44.

44 Ситуацию, по мнению автора, можно было бы сильно улучшить, заменив требования формализации требованиями рационализации (хорошо продуманными), и используя определенные приемы управления терминологией и терминологическими спорами. Детально эта идея будет раскрыта в будущих исследованиях.


Так или иначе – когда ученый узнает все больше и больше о все меньшем и меньшем, и не предвидит, что его результаты кому-то помогут улучшить жизнь – практически неизбежен сценарий неуспешной вторичной мифологизации и превращение в «Скептика». Пожалуй, именно противостояние между скептицистично настроенными профессорами45 и наивными, мечтающими улучшить мир студентами, составляет одну из самых больших трагедий в мире науки46.

45 Тем больше обожания достается профессорам и ученым, успешно достигшим вторичной мифологизации.
46 Которая, безусловно похожа на конфликт между родителями-«скептиками» и романтически настроенными детьми.


Рассмотрим теперь другой сценарий – сценарий «смещения». В мире ученых он реализуется следующим образом: устав от своей основной области деятельности, ученый обращает внимание на другие области. Поскольку на него, как на новичка в этой области, не давит груз авторитетов, скопившийся за многовековую историю, он чувствует в себе большое воодушевление. Часто модели из его основной сферы деятельности можно перенести в новую сферу, что порождает новые, интересные выводы (а заодно и термин – «междисциплинарность»).

Что получается далее – предсказать несложно. Безусловно, перенос моделей из одной сферы деятельности в другую действительно порождает новые и полезные выводы, и поэтому междисциплинарные исследования крайне важны. С другой стороны, результаты подобных исследований часто не вписываются в существующие формализации и терминологию, и соответственно, профессиональным сообществом в этой области отвергаются. Налицо ситуация, которую можно условно обозначить, как «малые научные революции, которые никогда не происходят». Революциями их можно назвать, так как они действительно привносят новые результаты и идею в уже известную область. А не происходят они потому, что переносимые модели из исходной области, как правило, слишком малы и не описывают закономерности новой области в целом, а значит, не могут служить общепринятым базисом для решения задач. Разрешается эта ситуация разными способами, и их можно описать как следующие истории:
  • После смещения ученый публикует работу в новой области (наивный оптимизм), но к нему не прислушиваются (неудачная рационализация). Он публикует еще несколько, но результат тот же (мифологические качели). Он:
    • Продолжает выступать на конференциях, изучает терминологию, пытается адаптировать свою терминологию к общепринятой. Происходит постепенная рационализация сознания в новой области, а также (за счет естественной диффузии) проникновение новой терминологии в общепринятый базис.
    • Отказывается от попыток что-то кому-то доказать и сворачивает исследования (неудачная рационализация), либо пытается достучаться до широкой общественности, выпуская популярные книги, которые не находят поддержки в научном сообществе (мифологические качели на более низком уровне; впрочем, возможно, что здесь возникнет новая рационализация применительно к практическим проблемам).

Самое печальное в этом, как и в любой научной революции, что при условии рационального подхода ученый получает успешные и часто важные результаты уже в самом начале своей деятельности, после чего тратит множество сил на то, чтобы донести его до широкой публики47.

47 Этого, по мнению автора, можно было бы избежать при наличии более эффективных критериев рациональности теории и при наличие методов управления терминологией.


Вышеупомянутый сценарий можно назвать добросовестным междисциплинарным подходом. Безусловно, также следует упомянуть о его варианте – недобросовестном междисциплинарном подходе, который возникает, когда ученый начинает совершенно явно игнорировать колоссальный объем фактов и исследований в выбранной области, и предлагать совершенно оригинальную модель, которая часто позиционируется, как «объясняющая все». Судя по внешнему поведению (автор недостаточно компетентен в исторических вопросах, чтобы делать четкие выводы), примером такого подхода является подход Фоменко к истории. С позиции историков предложенная Фоменко модель игнорирует большую часть исторических документов, хотя внешне такая модель даже может выглядеть логичной. Но опять же – она логична исключительно потому, что мышление Фоменко (как математика) в своей основе – логично, а вовсе не потому, что оно соответствует историческим документам.


Рассмотрим, наконец, сценарий успешной вторичной мифологизации. Как правило, быстро и достаточно интуитивно движутся к вторичной мифологизации те ученые, которые воспринимают формальные средства, логику, опыты и терминологию исключительно как средство, которое позволяет им эффективнее чувствовать и описывать Истину. Кроме того, у них есть абсолютно четкое понимание, зачем они ищут Истину в своей основной области – как правило, эта Истина позволяет решить какую-то очень общечеловеческую проблему, важность которой ученый понял еще в детстве.

После состояния рационализации этот ученый продолжает свои опыты с целью подтвердить или опровергнуть свою теорию, основные положения которой он уже сформулировал, но часто не до конца формализовал или рационализировал. В конце концов он получает достаточно важные результаты, и пишет монографию (или серию работ). В зависимости от ряда обстоятельств с его и его работой может произойти следующее:
  • В случае, если структурно его модель близка к уже существующим подходам, а сам он обладает достаточно легким стилем изложения с умением использовать минимальный объем терминологии, его книга при жизни может стать достаточно известной и изучаемой. Тем не менее, его подход не произведет научной революции. На взгляд автора, хорошим примером является Лотман с книгой «Структура художественного текста».
  • В случае, если модель автора значительно расходится с уже существующими подходами, но сам он обладает крайне легким стилем изложения, а решаемая проблема достаточно важна, то возникает классическая ситуация научной революции: происходит смена парадигмы, ближе к концу жизни автора или после его смерти. На более ранних этапах пробиться автору крайне сложно. Хороший пример: «Мотивация и личность» Маслоу.
  • В случае, если модель автора значительно расходится с известными подходами, при этом книга написана «тяжелым» языком и/или проблема, решаемая способами модели, не представляется важной, высока вероятность, что развития идея не получит, будет забыта после смерти автора, но, возможно, «откопана» спустя какое-то время. Хороший пример: Пропп «Морфология волшебной сказки» – сам по себе класс задач структурной лингвистики был совершенно невостребован в годы публикации работы, однако работа была «откопана» в 50-е Леви-Строссом, когда этот класс задач возник. С тех пор модель Проппа считается одной из классических.
  • В случае, если модель автора близка к уже существующим подходам, но сам автор не обладает «легким» стилем изложения с использованием минимального объема терминологии, то многое зависит от локальной ситуации. В случае, если терминология автора постепенно «просочится» и частично станет общепринятой, а также, если у него будут ученики (научная школа), использующая его терминологию и его подходы, то его направление с высокой вероятностью будет развиваться после его смерти, пока не исчерпает возможности созданной ученым модели. Такой сценарий свойственен большинству ученых, которых в целом можно назвать «крупными», но однако, их редко называют «великими» и их работы редко известны достаточно широкому кругу лиц.

Внимательный читатель, возможно, заметит следующее: если мы говорим о вторичной мифологизации ученого, состояния, которое включает в себя рационализацию, т.е. умение эффективно вести научные исследования – то не будет ли это противоречить тому сценарию, что даже гениальная идея может быть не отмечена и забыта? Не является ли умение донести свою идею до научного сообщества признаком рационализации?

Попробуем ответить на этот возражение; в центре его, конечно, лежит общий вопрос о том – «Что такое научная деятельность?».

Мы не будем вдаваться в обширный философский диспут по этому поводу – приведем лишь свою точку зрения, которую можно проанализировать с точки зрения модели пяти сценариев. Мы считаем, что условно в науке можно разделить две области деятельности – что-то вроде личной и общественной науки. В личной науке ученый сам для себя отвечает на вопрос «Как устроен мир?»; в науке общественной основным вопросом считается «Как обогатить мировое знание людей чем-то новым?».

Подобное разделение встречается нам впервые (также оно будет в следующей главе, про искусство) по следующей причине – области деятельности, которые мы рассматривали до этого, являлись принципиально общественными. Критерий гармоничности личных отношений – общение внутри пары, которое может быть отмечено и измерено; критерий успешности бизнеса – во многом его востребованность у клиентов. Однако научная деятельность существовала и без научного сообщества и заключалась в рациональных попытках понять и объяснить мир. Так что, на наш взгляд, исторический приоритет имеет вопрос «Как устроен мир?» и даже не понятый, но создавший гениальную теорию ученый (например, Пропп (см. пример выше) вполне может считаться рационализированным и вторично мифологизированным.

Похожими отношениями обладает пара «производство – бизнес» – создание нового продукта является делом личным и может не иметь коммерческого успеха, что, тем не менее, не помешает нам говорить о ком-то, как о гениальном инженере.

Детально мы понятия «науки-для-себя» и «науки-для-других» анализировать не будем, так как это вполне тянет на отдельное исследование. Скажем лишь, что некоторые вопросы из этой серии мы рассмотрим в следующей главе про пять сценариев в искусстве, а также главах «Формальное и неформальное образование», «Методология науки для чайников». Интересующиеся могут также ознакомиться с книгой И. Лакатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ», а также М. Полани «Личностное знание».